Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Общая информация
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Банк заданий
Ссылки на ресурсы, на которых размещены задания, направленные на формирование и оценку функциональной грамотности, а также образцы заданий на формирование того или иного элемента функциональной грамотности.
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://sdo.edu.orb.ru/index.php
Банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности РЭШ
Учебное пособие НИМРО "Уроки формирования функциональной грамотности"
Практические рекомендации "Компетенции "4К": формирование и оценка на уроке"
Документы
Мероприятия
Информация о выполнении плана мероприятий, по повышению функциональной грамоты обучающихся МОАУ «СОШ № 31» в 2023-2024 учебном году.
1) Утверждены ООП НОО, ООО и СОО в соответствии с ВГОС (протокол педагогического совета №1 от 31.08.2023 г., приказ МОАУ «СОШ № 31» от 31.08.2023 №01-10/180).
2) Разработан и утвержден план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся МОАУ «СОШ № 31» на 2023-2024 учебный год.
3) Организована разъяснительная работа с родителями обучающихся по вопросам формирования функциональной грамотности:
- родительские собрания «Формируем функциональную грамотность обучающихся – учимся для жизни»;
- информирование через социальные сети «Сферум», «ВКонтакте», «Telegram», школьный сайт;
4) Сформирована база данных обучающихся 8–9 классов МОАУ «СОШ № 31» 2023-2024 учебного года, участвующих в формировании функциональной грамотности по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
5) Сформирована база данных учителей МОАУ «СОШ № 31», участвующих в формировании функциональной грамотности обучающихся 8–9 классов по шести направлениям (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление).
6) Разработан и ведется раздел «Формирование функциональной грамотности обучающихся» на официальном сайте МОАУ «СОШ № 31».
7) Педагоги МОАУ «СОШ № 31», участвующие в формировании функциональной грамотности, зарегистрировались на платформе «Российская электронная школа».
8) Организована работа по внедрению и использованию в учебном процессе банка заданий для оценки функциональной грамотности по шести направлениям, разработанных ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» (по адресу: https://fg.resh.edu.ru/).
11) Участие в самодиагностике управленческих команд школ РФ по основным направлениям функциональной грамотности.
12) Педагоги школы и управленческий состав приняли участие в следующих мероприятиях:
- Публичная лекция «Успеваемость и неуспеваемость: почему дети испытывают трудности в обучении».
- Публичная лекция Е.И. Казаковой «Педагог XXI века: ключевые навыки»? "Патриотическое воспитание для классных руководителей и цифровые технологии"
- Диалог: «Читательская грамотность как ключ ко всем видам ФГ»,
- Просветительская лекция «Формирование навыков 21 века»
- Публичная лекция «Педагог XXI века: ключевые навыки»
- Вебинары:
«Практики формирования функциональной грамотности школьников с использованием оборудования центра «Точка роста»,
«Развитие математической грамотности»,
«Развитие естественно-научной грамотности»,
«Развитие читательской грамотности»,
«Развитие глобальной грамотности»,
«Развитие креативного мышления»
14) Для поддержки учителей МОАУ « СОШ№31» по вопросам
формирования и оценки функциональной грамотности запланировано участиев онлайн-семинарах в течение 2023/24 учебного года на портале «Единое содержание общегообразования» (https://edsoo.ru/).
15) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2022-2023 учебном году приняли участие 128 обучающихся 8-9 классов.
16) В проекте Минпросвещения России «Мониторинг формирования функциональной грамотности обучающихся» в 2023-2024 учебном году планируется участие 153 (100%) обучающихся 8-9 классов.
Дополнительная информация
Развитие функциональной грамотности обучающихся основной школы (методические пособия для педагогов)
Памятка "Как повысить функциональную грамотность учеников"
Как развивать функциональную грамотность рекомендации родителям
Вебинар «Марафон по функциональной грамотности с Яндекс.Учебником
7 практических советов по формированию читательской грамотности у младших школьников
Знания и жизнь: зачем учителю заниматься формированием функциональной грамотности школьников?
Как развивать функциональную грамотность школьников: разбираем на примерах
Формирование функциональной грамотности с помощью цифровых инструментов: как это делать?
Исследование PISA, вопросы познания и цифровые ресурсы: что мы знаем о функциональной грамотности
Цикл видео с экспертами по основным типам функциональной грамотности
Финансовая грамотность